Как организовать питание школьника?

Содержание

Как организовать питание школьника?

Жизнь современного ребенка чрезвычайно активна и сложна. Информационная нагрузка, которую испытывает школьник, и не снилась ученикам прошлых времен. Заботливые родители, желая своим детям добра, организуют множество дополнительных занятий в кружках, спортивных секциях и музыкальных школах. В такой ситуации ребенку нужны постоянная забота и полноценное питание, чтобы сохранить здоровье и высокую работоспособность.

Правильный режим питания – основа здоровья и успехов в учебе

Питание ребенка должно быть регулярным, сбалансированным и полезным. Содержание белков, жиров и углеводов следует поддерживать в соотношении примерно 1:1:4. Важно не перегружать рацион сладостями, жареными и копчеными продуктами, насыщать его свежими овощами и фруктами. Укреплению здоровья и активизации умственной деятельности способствуют:

  • витамин A. Помогает сохранить зрение в условиях возрастающих нагрузок. Содержится в моркови, сливочном масле, жирной рыбе, щавеле, красном сладком перце, помидорах. Усваивается только в присутствии жиров;
  • цинк. Помогает укреплять память. Входит в состав морепродуктов, твердых сыров, мяса птицы и постной говядины;
  • холин. Оптимизирует работу нервных клеток. Его источниками являются бобовые, творог, печень, рис, овсяная крупа, печень и яйца;
  • белки. «Строительный материал», необходимый для создания клеток растущего организма. Им богаты нежирное мясо, рыба, молочные продукты, бобовые. Растительные и животные белки должны присутствовать в рационе школьника в соотношении 2:3;
  • полезные углеводы. Основной источник энергии. В большом количестве содержатся в картофеле, капусте, крупах, винограде, высококачественных макаронных изделиях.

Жиры, которые потребляет ребенок, должны быть преимущественно растительными (они лучше усваиваются). Кроме того, в качестве источника жиров подходят молочные продукты и орехи.

Домашняя еда и школьные завтраки

Многие мамы считают себя слишком занятыми, чтобы каждый день готовить полноценную домашнюю пищу, и облегчают свою задачу, покупая полуфабрикаты. Это удобно, но, увы, не очень полезно, особенно для детей. Готовые блюда, которые нужно только разогреть, содержат слишком много соли, разных приправ, искусственных ароматизаторов, стабилизаторов и прочих добавок, способных нанести вред здоровью. Кроме того, такие вещества, как усилители вкуса, вызывают привыкание и могут привести к отказу от любой еды, которая их не содержит.

Гораздо правильнее с малолетства приучить ребенка к тому, что домашняя еда вкуснее, красивее и полезнее любого фастфуда. Это не так сложно, как кажется, и при наличии некоторых навыков не требует больших затрат времени.

Школьникам необходимо принимать пищу не реже 4 раз в день, причем общая калорийность потребленных продуктов должна составлять не менее 2300 ккал для малышей в возрасте до 11 лет, 2500 ккал для ребятишек от 11 до 14 лет и 3000 для подростков от 14 до 18 лет. Если ребенок активно занимается спортом, суточную норму увеличивают на 300 ккал. При этом очень важно, чтобы на завтрак, обед или ужин он получал хотя бы одно горячее блюдо.

Некоторые родители жалуются на то, что дети отказываются есть по утрам, ограничиваясь чашкой чая. Отсутствие аппетита может быть следствием того, что ребенок не высыпается, ест вечером незадолго до отхода ко сну или получает слишком калорийную пищу за ужином. Ситуацию необходимо скорректировать, поскольку совсем не завтракать очень вредно. Есть смысл также подобрать несколько легких блюд, которые настолько придутся ребенку по вкусу, что он все же привыкнет есть по утрам.

Многие ребятишки, которые учатся в младших классах, приходят на обед домой, но некоторые посещают группы продленного дня и обедают в школе. Зачастую в силу загруженности это приходится делать и старшеклассникам. В такой ситуации особой заботой родителей должно стать выяснение качества питания в школе и соответствия предлагаемого там рациона потребностям детей.

Если школьная еда не заслуживает одобрения родителей, ребенку приходится ежедневно брать с собой завтрак. В него могут входить:

  • фрукты;
  • йогурт или творожок;
  • бутерброды с вареным мясом, куриной грудкой или сыром;
  • домашняя выпечка.

Необходимо учитывать, что в помещении школы может быть жарко, и выбирать для завтрака продукты, которые не испортятся в течение нескольких часов. Кроме того, обязательно надо давать школьнику с собой питьевую негазированную воду, чай или компот.

Мама должна тщательно продумать способ упаковки продуктов, которые входят в школьный завтрак. Можно положить их в специальный контейнер, чтобы они не помялись и не запачкали учебники. Неплохой вариант – упаковка в пищевую пленку: тогда ребенок сможет есть, не прикасаясь к пище руками. Это очень важно, ведь некоторые дети, находясь вне дома, забывают мыть руки перед едой.

Вредные «вкусняшки»

Для родителей, стремящихся привить своим детям привычку к здоровому питанию, отдельную проблему представляют те продукты, которые их чада приобретают самостоятельно в школе или в магазинах, возвращаясь домой после занятий. Это всевозможные «вкусняшки», не только содержащие массу вредных добавок, но и снижающие аппетит. Впрочем, во многих случаях взрослые сами виноваты в пристрастии детей к еде такого рода. Считается, что ребятишки, которых в раннем детстве редко угощали покупными сладостями и прочими вредными продуктами, повзрослев, относятся к ним равнодушно.

В любом случае из рациона школьника исключаются:

  • фастфуд;
  • чипсы, крекеры и сухарики с вкусовыми добавками;
  • леденцы на палочках;
  • жевательную резинку;
  • сладкие газированные напитки;
  • пакетированные соки.

Консервы, копчености, колбасы, жирные торты и пирожные можно давать детям лишь изредка и понемногу.

Ответственность за здоровье ребенка и его успехи в учебе лежит исключительно на родителях. Именно они должны грамотно организовать питание школьника, обеспечив его всем необходимым и исключив вредные и опасные продукты.

Видео с YouTube по теме статьи:


Организация питания в школе: что изменится?

Что произошло?

Шумиха в СМИ началась с сообщения «Московского комсомольца» о том, что Роспотребнадзор запретит детям приносить в школу еду из дома, что вызвало возмущение многих родителей по тем или иным причинам недовольных школьным питанием.
Виктория Крахмалева, мама пятиклассницы из Барнаула сообщила «Российской газете», что такой запрет станет для них катастрофой:

— Моя дочь второй год не питается в школьной столовой. До этого постоянно жаловалась, что готовят невкусно, и она ничего не ест, поэтому мы отказались от комплексных обедов. Я даю ей в контейнере бутерброд, фитнес-батончик, яблоко. В столовой дочь покупает чай и кушает принесённую из дома еду примерно в 09:30. Это для неё второй завтрак, а обедает она уже дома. В школе такой подход не одобряют. Но это здоровье моего ребёнка, и я должна быть уверена, что дочь поела, а не выкинула кашу в мусорное ведро.

Запрет на еду из дома также может создать проблемы для детей с ограничениями по здоровью. Целиакия, гиполактазия, диабет и многие другие заболевания требуют строгой диеты.

Внимание СМИ привлёк пункт 6.15 нового проекта СанПИН, в котором говорится о недопустимости использования продуктов и блюд из дома для организации питания детей.

Это опровергла глава Роспотребнадзора Анна Попова на встрече с ОНФ, заявив, что никто не отнимает права у родителей кормить детей так, как они считают нужным:

— Законопроект регулирует организацию питания и не регулирует, не ограничивает права родителей и тем более права детей.

Также Роспотребнадзор сообщил, что подготовит список продуктов, которые можно будет приносить из дома: это нескоропортящиеся готовые к употреблению продукты (не блюда), например, фрукты, сухофрукты, орехи и т. д.

А вот как правильно организовать питание в школе, чтобы оно было полезным, и чтобы на него не жаловались ни дети, ни родители?

Как сейчас обстоят дела со школьным питанием?

Действительно, и дети, и родители далеко не всегда довольны организацией питания в школах. Многие дети просто отказываются есть в «столовке» — дома их кормят вкуснее.

Читайте так же  Какие продукты снижают сахар в крови: список с пояснениями

В октябре 2015 года издание «Мел» опубликовало монолог ученицы 11 класса московской школы Евгении Павленок о том, почему в школьных столовых невозможно есть. Она считает, что в школах питание организовывается по принципу «голодные дети сожрут всё», рыба бывает только в виде супа, нет отдельного меню для диабетиков и других детей, кому нужна особая диета, зато широкий ассортимент булочек и прочих вредностей. Евгения также отмечает, что перерыв на обед слишком короткий, приходится есть на бегу. По её мнению, такое пищевое поведение негативно влияет на здоровье детей.

— Мне кажется, что школа — это то место, где должны учить принципам правильного питания, и это очень важно для здоровья нации в целом, — подытоживает Евгения. — В школе должны не только рассказывать о правильном питании, но и приучать к нему. Только в этом случае можно ожидать, что во взрослой жизни мы будем смотреть на состав продуктов в супермаркетах, будем здоровыми и, кстати, сэкономим государству кучу денег на здравоохранении.

С момента публикации этого монолога прошло три года. Изменилось ли что-то с тех пор? Тот же «Мел» провёл в феврале этого года опрос в соцсетях, что не устраивает родителей в школьном питании. Мы отобрали некоторые их высказывания:

«По словам детей: невкусно, неприятная на вид, плохо пахнет, овощи размякшие; слипшиеся макароны без соли, ужасная подливка на вкус и вид, котлета как из пластика, боюсь даже пробовать. Овощи только в салатах, ни одного огурца или помидора. Всё ужасно противное.»

«Невкусное, холодное, пересоленное, чай слишком сладкий не из чая, а из какой-то трухи. Для второй смены вообще ничего не готовят. Они доедают холодные остатки. И перемены во второй смене всего пять минут, они даже дойти до столовой не успевают. В первую смену 10 минут тоже не хватает времени.»

«Неполезная, разваренная, пересоленная еда, много сахара, муки, дрожжей. Не предусмотрены варианты еды для диабетиков, аллергиков. Да просто невкусная! И в садах не особо лучше.»

Но не всё так плохо, встречаются и положительные отзывы о питании в школьных столовых как родителей, так и их детей.

Наталья Батчаева, мама первоклассницы, страдающей диабетом, считает, что школьное питание вполне подходит для её дочери, сообщает «Российская газета»:

— Дочь питается в школьной столовой, поскольку блюда там приближены к диетическим. Единственная проблема — в них много сахара: сладкие каши, запеканки со сгущёнкой, очень сладкие напитки. Мне приходится увеличивать дозу инсулина, чтобы его нейтрализовать.

Орловские школьники считают, что в школе их кормят лучше, чем дома, сообщает сетевое издание Провинция.ру. Спустя месяц после того, как в орловских школах ввели платное питание, чиновники решили проверить, изменилось ли качество обедов в учебных заведениях и довольны ли ими сами учащиеся. Проверка проходила 13 февраля 2019 года на примере школы №37. Во время проверки учащиеся начальной школы поделились мнением, что частично блюда стали даже вкуснее, чем дома.

Как обстоят дела со школьным питанием зарубежом?

Посмотрим, как организовано школьное питание в Швеции, которая занимает третью строчку рейтинга по уровню здоровья её жителей, согласно исследованию, опубликованному в британском медицинском журнале The Lancet. О том, чем кормят в шведской школе рассказал портал eda.ru.

Деньги на питание выделяет государство — 30 крон на каждого ученика. Как распорядиться этими деньгами, решает сама школа. Многие пользуются услугами крупных кейтеринговых компаний, но есть школы, где готовят сами. Повар Мамбона Патрик Боянг работает как раз в такой школе на севере Стокгольма и умудряется за эти крайне небольшие для Швеции деньги (это чуть больше 200 рублей) готовить полезную и разнообразную еду. Не боится использовать острые специи и соусы, делает заготовки, чтобы не покупать полуфабрикаты. Каждый день в меню присутствуют свежие овощи, веганское и мясное блюдо.

Автор книги «Самые здоровые дети в мире живут в Японии» Наоми Морияма рассказывает, как в стране долгожителей противостоят фаст-фуду и формируют культуру здорового питания. Издание «Теории и практики» опубликовал отрывок из этой книги. Мы отобрали пять принципов организации питания в японской школе:

  1. Обед состоит из свежих продуктов местного производства.
  2. Детей учат, как выращивать овощи и фрукты, рассказывают, как ловят рыбу и как производят другие продукты.
  3. Школьники помогают готовить обед и по очереди накрывают на стол.
  4. Дети едят вместе с одноклассниками каждый день в одно и то же время.
  5. Дети помогают убирать со стола после еды.

Обед в японской начальной школе. Дуглас П. Перкинс. Викисклад.

В японских школах с 2004 года действует программа «Секуику» («Учимся правильно питаться»), которая учит детей с благодарностью относиться к тем, кто выращивает продукты и готовит из них еду. В школы часто приглашают фермеров и специалистов по здоровому питанию, которые проводят занятия на такие темы, как «Не покупай полуфабрикаты» и «Натуральная еда лучше фастфуда».

Зарубежные школы отличаются также и количеством времени, отведённом на обед: во Франции на обед приходится 90 минут, в Германии, Англии, Италии, Канаде и Японии — 60 минут, в США школьники обедают 40 минут.

Что предлагает Роспотребнадзор в новом проекте СанПин?

Роспотребнадзор предложил новые единые требования к организации питания детей в детских садах, школах и летних лагерях.

Теперь в образовательных организациях будут готовить кислородные коктейли. Правда, получить этот полезный напиток можно будет только по назначению врача-педиатра и под присмотром школьной медсестры. При приготовлении коктейлей в качестве пенообразователя нельзя использовать сырые яйца, а также пенообразователи на спиртовой основе.

Уточняются требования к пищеблокам, к меню, к приготовлению и раздаче пищи. Например, в салаты разрешается добавление сухофруктов и орехов, кроме арахиса. Его же нельзя продавать в вендинговых автоматах в школах. Сосиски надо варить минимум 5 минут, а яйца — 10 минут после закипания. Алюминиевые приборы запретят, все приборы должны быть из нержавеющей стали. Однако разрешат использовать одноразовую посуду. Дежурить в столовых смогут только учащиеся с 12 лет. Перемена для обеда — не менее 20 минут.

Каждый день в меню детей должны быть мясо, птица, молоко, сливочное и растительное масло. Раз в два-три дня — рыба, яйца, сыр, творог. Для детей с сахарным диабетом и аллергией питание организовывается под контролем медицинского работника. Что очень важно, в каждодневное меню должны входить продукты, обогащенные витаминами и микроэлементами, бифидобактериями, а соль будет использоваться исключительно йодированная.

Также школьным поварам потребуется идеальный глазомер: толщина омлетов и запеканок по правилам не должна превышать 4 см. Иначе, по опасениям санитарных врачей, творог и яйца могут не пропечься.

Помогут ли все эти новшества сделать питание в школах таким, чтобы все были довольны? Дети хотят, чтобы еда была вкусной, чиновники требуют, чтобы питание было здоровым и полезным, а родители хотят и того, и другого, и желательно подешевле. А в центре этого треугольника находится директор школы. Может ли он в нынешних условиях финансирования организовать питание так, чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы?

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА

Чтобы жизнь вашего сына или дочери была активной, а учеба шла без проблем, ребенку нужно правильно и качественно питаться. От того, что ест человек, зависят его память и скорость мышления. Поэтому правильное питание школьника это залог отличной успеваемости. Многие мама и папы жалуются на качество еды в школьной столовой. К том же, сами дети часто не хотят есть там, предпочитая покупать в буфете или магазине газированные напитки и шоколадки. Такая пища не только не полезная, но и вредная. Поэтому взрослые должны подумать о регулярном питании и пользе меню для школьника.

Принципы правильного питания для школьников

  1. Еда должна обеспечивать детей необходимым количеством энергии для двигательных и психологических процессов.
  2. Еду необходимо балансировать. В ней должны присутствовать жиры, белки и углеводы.
  3. Рацион нужно разнообразить, чтобы ученик получал все витамины, минералы и микроэлементы.
  4. Нужно помнить, что фрукты-овощи надо мыть, мясо перед обработкой тоже. Также необходимо соблюдать срок годности и санитарные требования.
  5. Нужно иметь в виду индивидуальные особенности ребенка. У кого-то может быть непереносимость лактозы или аллергия на разные продукты.
  6. В течение всего дня организм ребенка должен пополняться калориями, чтобы компенсировать затраты энергии.
  7. Бобовые нужно есть 1-2 раза в неделю.
  8. Необходимо соблюдать режим питания.

Потребности в питании школьника

Правильный режим питания школьника это один из способов улучшить здоровье сына или дочери. Ниже приведены таблицы, в которых сказано, сколько и каких продуктов должен потреблять ребенок-школьник в день.

Читайте так же  Сколько мочи нужно для общего анализа?

Список главных продуктов

В правильный рацион питания школьника входит список основных продуктов.

  1. Молоко и молочные продукты. Белки представляют собой незаменимые вещества при строении детского организма. Молоко, масло и сметану дети школьного возраста должны есть ежедневно.
  2. Мясо. Баранину, говядину, птицу, нежирную свинину следует есть не реже 1 раза в неделю.
  3. Жиры. Жирные кислоты и витамины являются незаменимым источником энергии и калорий.
  4. Рыба. Кальций и фосфор, присутствующие в рыбе, принимают участие в развитии костей ребенка.
  5. Яйца. Рекомендовано есть 1 раз в день как питательный продукт.
  6. Фрукты и овощи, богатые витаминами и клетчаткой, способствуют выработке энергии и улучшению пищеварительного процесса.
  7. Каши, картофель и макароны своими сложными углеводами способствуют правильному развитию растущего организма.

Оптимальное расписание приемов пищи

На распорядок приема еды малыша, который ходит в учебное заведение, влияет смена обучения. Если школьник учится в первую смену, то расписание приема пищи будет следующим:

  • Завтрак в 7-8 часов.
  • Второй завтрак в 10-11 часов.
  • Обед в 13-14 часов.
  • Ужин в 19 часов.

Если школьник учится во вторую первую смену, то расписание приема пищи будет следующим:

  • Завтрак в 8-9 часов.
  • Обед в 12-13 часов.
  • Полдник в 16-17 часов.
  • Ужин в 20 часов.

Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать школьник должен максимум за два часа до сна.

Какими способами лучше готовить пищу?

Детям готовить еду можно любым методом, но все же не стоит переусердствовать с жаркой. Тем более, если у сына или дочери маленькая активность или есть склонность к набору подкожного жира. Лучше всего пищу тушить, запекать или отваривать.

Пример правильного меню на неделю

Меню ученика нанеделю должно содержать в себепитательные иэнергетически ценные блюда. Такая качественная еда даст ребенку энергию, увеличит работу мозга.

Завтрак

Один изосновных приемов пищи, который зарядит бодростью навесь день.

  • овсяные хлопья сфруктами или ягодами, чай;
  • гречневая каша намолоке, цикорий;
  • омлет ссыром, чай;
  • рисовая каша скусочками фруктов, чай;
  • творог сягодами, вареньем или медом, чай.

Обед

Обед это самый энергетически ценный прием пищидля ученика. За обедом необходимо съедать жидкую еду, чтобы кишечник работал нормально. Второе блюдо может быть из мяса или рыбы, что организм получил достаточно белков.

  • борщ, пюре с котлетой, салат из овощей;
  • рассольник, салат из свеклы, бефстроганов стушеными овощами;
  • куриный суп-лапша, рыбная котлета срисом, салат из овощей;
  • картофельный суп, печень срисом или гречкой, баклажанная икра;
  • свекольник, биточек изговядины, морковный салат.

Помните о напитках. Это могут быть морсы, кисель, травяные отвары инатуральные соки.

Полдник, или перекус

  • овсяное печенье, фрукт, кефир;
  • булочка с творогом, фрукт, молоко;
  • булочка сизюмом, фрукт, йогурт;
  • галетное печенье, фрукт, ряженка;
  • бисквит, фрукт, чай.

Ужин

Последний прием пищи ребенка должен быть максимально легким. Нестоит давать школьнику, иначе вжелудке появится чувство тяжести, скоторым сложно уснуть. Ужин состоит из основного блюда и напитка.

  • картофельные зразы, клюквенный морс;
  • омлет сзеленым горошком, чай;
  • блины створогом, какао;
  • рисовый пудинг, ряженка;
  • омлет стоматами, молоко.

Советы родителям

Нужно помнить об опасных продуктах для здоровья. Что нужно ограничить в рационе?

Употребляя сладкую газировку, сахар и белый хлеб ребенок может прибавить в весе. От продуктов, в составе которых содержатся консерванты и красители у детей начинается аллергия. В несезонных овощах и фруктах уже нет витаминов, а потому и пользы. В маргарине, кетчупе и соусах промышленного производства также нет полезных веществ. Опасно для ребенка чрезмерное употребление кофеина и острых блюд. Богаты вредными канцерогенами фастфуды, жвачки, блюда, приготовленные во фритюре.

Диетологи утверждают, чтобы белки животного происхождения в рационе школьника должно составлять не менее 60%. Количество углеводов должно быть в 4 раза больше, чем белка. Быстрые углеводы, сладости не должны превышать 10-20% всех углеводов.

Школьник с большей вероятностью начнет питаться правильно, если вся семья делает то же самое. Даже будучи подростком, дети продолжают смотреть на родителей как на пример. И если папа ест на ужин жареный стейк, а мама запивает чаем третий кусок торта, то с чего вы взяли, что ребенок будет есть рис с вареной грудкой? Необходимо рассказывать школьнику о том, как важно питаться правильно для того, чтобы быть здоровым.

Если ваш ученик не хочет питаться в школьной столовой, то соберите ему с собой сэндвичи с сыром или запеченным мясом, булочку с творогом, рогалик. Полезны будут молочные продукты: кефир, ряженка, йогурт. Не забудьте об овощах и фруктах. Еду лучше упаковать в контейнер, а бутерброды предварительно завернуть в пищевую пленку, чтоб запах не распространился на учебники и тетради.

Не давайте детям полностью обезжиренные продукты, но отдавайте предпочтение маложирным видам молочной продукции.

И не забывайте, что человек на 80% состоит из воды. Вода это источник жизни. Она очищает организм от токсинов и вредных веществ. Приучайте ребенка пить необходимо количество именно воды, не заменяя ее чаем и другими жидкостями. На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, давайте ребенку больше воды или молока.

Правильное питание школьника: основы рациона и принципы составления меню

Когда ребенок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников довольно большие психологические и умственные нагрузки. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает активно расти, поэтому вопросам питания ребенка школьного возраста всегда следует уделять достаточно внимания. Давайте узнаем, какие продукты нужны детям старше 7 лет, в каком объеме их должен употреблять школьник ежедневно и как лучше всего строить меню для ребенка этого возраста.

Также вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы роста и веса специально для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Принципы здорового питания

Ребенок старше 7 лет нуждается в сбалансированном здоровом рационе не меньше детей младшего возраста.

Основными нюансами питания детей этого возраста являются такие:

  • В течение дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка.
  • Рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить.
  • Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
  • Минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения.
  • Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира.
  • Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10-20% всех углеводов.
  • Важно наличие режима приемов пищи, чтобы ребенок питался регулярно.
  • Рацион школьника должен включать хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия для ребенка стоит готовить на муке грубого помола.
  • Один-два раза в неделю ребенок должен есть рыбу. Также минимум один раз в недельном меню школьника должно быть красное мясо.
  • Бобовые ребенку этого возраста рекомендуют есть 1-2 раза в неделю.
  • Ежедневно в рационе ребенка должно присутствовать пять порций овощей и фруктов. Одной порцией считают апельсин, яблоко, банан или другой средний фрукт, 10-15 ягод или виноградин, два небольших фрукта (абрикос, слив), 50 г овощного салата, стакан сока (учитывается лишь натуральный сок), столовая ложка сухофруктов, 3 ст. л. отварных овощей.
  • Ежедневно ребенку следует употреблять молочные продукты. Рекомендуется три порции, одной из которых может быть 30 г сыра, стакан молока, один йогурт.
  • Сладости и жирные продукты допустимы в рационе школьника, если они не заменяют собой полезную и здоровую пищу, поскольку в печенье, тортах, вафлях, картофеле фри и других подобных продуктах очень мало витаминов и минеральных компонентов.
  • Стоит минимизировать поступление с пищей синтетических пищевых добавок, а также специй.

Организация питания в школе: особенности, требования и контроль

Организация питания в школе является важнейшей частью качественного образования детей. Для учеников начальных, средних и старших классов ввиду их повышенной активности на уроках и переменах требуется большое количество питательных веществ. И такие значительные энергетические затраты должны компенсироваться соответствующими горячими блюдами, ежедневно подаваемыми в образовательных учреждениях. Каковы же основные характеристики, особенности и требования к школьному питанию?

С положением об организации питания в школе можно ознакомиться подробно на официальном сайте учебного заведения или непосредственно у руководства школы.

Основные пункты положения

1. Положение и приказы устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся.

2. Положением гарантируется высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.

3. В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.

4. Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.

Читайте так же  9 полезных продуктов, о которых незаслуженно забыли

5. Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.

6. Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.

7. Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).

Рекомендации по организации процесса изложены в приказе об организации питания в школе, который утвердили в 2012 году Минздравсоцразвития и Минобрнауки России.

Что должно включать в себя горячее питание в школе

Калорийность, энергетическая ценность и содержание витаминов в школьном питании должны полностью соответствовать потребностям подрастающего организма. Поэтому организация питания в школе должна предоставлять учащимся первый и второй прием пищи, а также несколько перекусов.

Завтрак

Основным является горячее блюдо. Чаще всего школьникам предлагается молочная каша, творожная запеканка или омлет с различными добавками. В некоторых образовательных учреждениях также подаются мучные изделия: блины из пшеничной муки с вареньем или сметаной, оладьи, сырники. Размер порции должен соответствовать физиологическим потребностям учащихся.

Также завтрак должен содержать какую-либо закуску. Это может быть:

  • бутерброд с колбасой, маслом или сыром;
  • фруктовый или овощной салат;
  • кондитерское изделие.

Обязателен напиток (какао с молоком, горячий чай, кисель или компот).

Школьный обед содержит большее количество блюд и может быть намного разнообразней завтрака. Учащимся также должна быть предложена закуска, причем в данном случае предпочтительнее всего легкий овощной салат, возбуждающий аппетит.

Классический школьный обед должен состоять из двух блюд (не считая салата): первого и второго. На первое предлагается горячее жидкое блюдо (борщ, суп любого вида, щи, рассольник). На второе блюдо мясное или рыбное, либо из птицы. В качестве гарнира может быть использована рисовая, гречневая, кукурузная каша, макароны различных сортов, картофель или картофельное пюре, овощное рагу. Часто в порцию добавляется подливка. Школьный обед также должен содержать горячий или холодный напиток: компот, кисель, чай. К горячим блюдам предлагается пшеничный или ржаной хлеб.

Полдник

Учащимся, находящимся в школе после обеда (дополнительные занятия, секции, кружки) может быть также предложен полдник, состоящий из кондитерского изделия без добавления крема и напитка (молоко, кефир, питьевой йогурт, фруктовый или овощной сок, кисель).

Основные требования к школьному питанию

  • Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
  • Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
  • Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
  • Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
  • Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
  • Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
  • Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
  • Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
  • Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
  • Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
  • Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
  • На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.

Требования к сотрудникам пищевого блока

  • Необходимо постоянно носить специальную одежду (халат, фартук), головной убор и рабочую обувь.
  • Рабочая одежда и обувь должны содержаться сотрудниками в чистоте.
  • Верхняя одежда и уличная обувь оставляется в специальном помещении для персонала.
  • Сотрудники обязаны хорошо мыть руки и стричь ногти (запрещено наносить лак).
  • Запрещается курить или обедать на рабочем месте.
  • О перенесенных и сопутствующих заболеваниях необходимо сообщать руководству.
  • Каждый сотрудник пищевого блока обязан иметь должную квалификацию и необходимые документы.

Проверка организации питания в школах

Каковы же основные аспекты производственного контроля? Контроль за организацией питания в школе осуществляется на постоянной основе.

1. Контроль осуществляется уполномоченными лицами, занимающими определенную должность в органах, занимающихся санитарно-эпидемиологическим регулированием питания.

2. Вышеупомянутым лицом (лицами) осуществляется контроль за соблюдением санитарных норм и за своевременным проведением необходимых профилактических мероприятий.

3. Проверка организации питания в школах осуществляется планово, по заранее установленным программам.

4. Уполномоченным лицом проверяется документация общеобразовательного учреждения и официально оформленные результаты лабораторных исследований.

5. Также обязательной проверке подвергается соблюдение гигиенических санитарных норм сотрудниками пищевого блока (обязательно наличие медицинской шапочки, перчаток, соответствующей формы).

6. Результаты проведенного контроля должны быть переданы руководству учебного заведения и при необходимости сообщены родителям учащихся.

Требования к организации питания в школе

  • В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
  • Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
  • Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
  • Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
  • Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
  • К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).

Выполнение вышеуказанных требований регулируется законом об организации питания в школах. Статья 37 Закона об Образовании содержит все нормативные акты по данному вопросу.

План организации питания в школе

Учащиеся школ также должны получать образование, связанное с формированием их рациона питания. В связи с такой необходимостью в общеобразовательных учреждениях проводятся массовые мероприятия, классные часы и профилактические беседы с учащимися на тему правильного и здорового питания. Перед началом каждой учебной четверти (полугодия) разрабатывается план организации питания в школе. Основной частью его разработки является составление качественного меню и планирование поставки необходимой продукции в школу. Также составляется предварительный список мероприятий.

Например, с учениками начальной школы (1-4 класс) можно провести интересное мероприятие на тему «День правильного питания» или «Жизнь сладкоежек».

Для учеников 5-9 классов можно устроить классный час по следующим темам: «Кто такие валеологи?», «Правильное питание в школе» или «Зачем соблюдать диету?»

А для учащихся старшей школы (10-11 класс) можно устроить анкетирование «Мое питание» или круглый стол по темам: «Мы – то, что мы едим» или «Что такое быстрая еда, или почему не стоит следовать современной моде?»

Питание в школах разных стран

В заключении данной статьи хотелось бы познакомить вас с рационом питания учащихся иностранных школ. Каждое государство имеет национальные блюда и особенные пищевые привычки. Организация питания учащихся школ – актуальная задача для руководства всех развитых стран мира.

На данном фото изображен обычный завтрак учеников американских школ. Он состоит из зеленого горошка, куриных наггетсов с кетчупом и картофельным пюре, овсяного печенья с шоколадной крошкой и фруктового желе. По степени питательности он не уступает российскому завтраку, однако является гораздо менее полезным и сбалансированным.

Франция

Французский завтрак можно считать действительно здоровым. В нем присутствуют овощи, фрукты, сыр и богатое белками отварное мясо.

Италия

Школьный завтрак в Италии значительно отличается от других. По фотографии можно определить государство, даже не владея конкретной информацией. Мы видим традиционную итальянскую пасту, запеченную рыбу, багет, салаты и виноград. Такой завтрак очень сбалансирован и полезен, поэтому с уверенностью можно сказать, что ученики итальянских школ получают нужное количество питательных веществ.

Греция

Греческий завтрак состоит из отварной курицы, особого сорта макарон (орзо), свежих фруктов и овощей и натурального йогурта. Данный завтрак полезен, питателен и насыщен витаминами и минеральными веществами.

Украина

Завтрак украинских школьников сочетает в себе закуску, основное блюдо и десерт. В качестве закуски учащимся предлагается овощной салат, основным блюдом является рис с сосисками, а на десерт – блин с вареньем. Такой полноценный завтрак может с легкостью заменить обед.

Бразилия

Бразильский завтрак отличается достаточно большим объемом порций. Также в его состав входят особенные продукты, характерные для жителей Южной Америки. Так, школьный завтрак содержит в себе бразильский рис с бобами, несколько видов салатов, цельнозерновой хлеб и традиционный жареный банан.

Горячее питания в образовательных учреждениях должно быть полноценным и сбалансированным, а также полезным, чтобы как можно меньшее количество школьников получало такие серьезные заболевания, как гастрит, панкреатит, гастродуоденит, хеликобактериоз или даже язва. Ведь в школьные годы важно оставаться здоровым, активным и способным получать качественное образование. Именно поэтому организация питания детей в школе является основой формирования интеллектуального потенциала учащихся и здорового образа жизни.

Ссылка на основную публикацию